По поводу необходимости мойки автомобильного мотора снаружи существуют разные мнения. С самим принципом поддержания чистоты где это только возможно мало кто спорит, но определённые сомнения в среде автомобилистов существуют, часто убедительно обоснованные. В том числе и практическим опытом.
Содержание статьи:
Чем опасна грязь под капотом
Опасность в сильном загрязнении двигателя и окружающего его пространства действительно существует, но она немного преувеличена.
Тем не менее, отрицательные факторы имеются.
- Чаще всего упоминается плохой теплоотвод через толстый слой грязи, хотя охлаждается двигатель всё же через радиатор, а не сквозь наружную поверхность блока цилиндров, головки или клапанной крышки. Но некоторые детали, например топливная рампа, действительно должны сбрасывать лишнее тепло без участия антифриза.
- Под наслоениями дорожной пыли, смешанной с маслом, можно не разглядеть неисправность. Тут логично выглядит вопрос, а часто ли владелец будет там что-то разглядывать, особенно если это современный сложный и надёжный двигатель в плотно упакованном моторном отсеке. А специалисты всё равно перед работой отмоют свою рабочую зону, причём сделают это профессионально.
- Вопрос с продажей подержанного автомобиля тоже имеет две стороны. Чистый двигатель говорит о старательности хозяина в уходе за машиной, что даёт дополнительные очки в соревновании с конкурентами. Но многим известны приёмы перекупщиков, с помощью которых они таким образом маскируют протекающий по всем прокладкам полуживой двигатель. На сухом и запылённом моторе история автомобиля лучше просматривается, здесь стоит подчеркнуть слегка пыльном, а не заросшем субстанцией, напоминающей асфальт.
- По поводу пожарной безопасности тоже можно судить с разных точек зрения. На чистом моторе нет нефтепродуктов, которые способны загореться. Но с одной стороны, там есть чему гореть и без масляных потоков, а с другой – пожар можно устроить именно в процессе неграмотной мойки.
В любом случае под капотом производить влажную генеральную уборку хотя бы изредка, но надо. Эта полость автомобиля плохо защищена от грязи, а чем больше её там накопится, тем труднее потом отмыть. Иногда без повреждений просто невозможно.
Технология самостоятельной мойки двигателя
Проще всего доверить этот труд специалистам автомойки. Кто занимался этим самостоятельно, тот вряд ли сочтёт их цены за этот труд завышенными. Особенно с учётом стоимости применяемых препаратов. Но кто-то справедливо посчитает, что лучше хозяина никто никакую работу не сделает.
Чем можно мыть
Из всех придуманных автомобилистами средств лучше всего остановиться на применении специальных моющих спреев для очистки двигателя. Все прочие способы неудобны, ненадёжны или доступны только специалистам с соответствующим оборудованием.
Читайте еще про ДВС: Как и почему появляется эмульсия в двигателе автомобиля
Вряд ли кто-то станет приобретать установку для работы с перегретым паром или по старинке будет подходить к машине с ведром бензина. Бытовые моющие средства также не годятся, они слишком лояльны к грязи из-за необходимости обеспечить безопасность в домашнем применении.
Тонкая грань между специализированными по отдельным видам грязи и универсальными средствами также в применении к двигателю неочевидна. Смывать там приходится всегда одно и то же – нефтепродукты и дорожную пыль, ими пропитанную, поэтому просто приобретается один из составов для мытья мотора снаружи в упаковке с ручным распылителем.
Ручная мойка
Технология мойки без подачи воды под давлением подразумевает ручное удаление загрязнений:
- двигатель слегка прогревается для более эффективного срабатывания химсоставов;
- все мешающие крышки и прочие легкосъёмные детали желательно удалить для облегчения доступа;
- очищаемые поверхности обильно опрыскиваются выбранным средством;
- делается выдержка, соответственно инструкции к препарату;
- с помощью бутылки с водой, щёток и кисточек поверхности очищаются от размягчённой и преобразованной грязи;
- производится сушка сжатым воздухом или естественным способом, если позволяет погода и влажность.
Такая мойка затратна по времени, но безопасна, поскольку воздействие легко локализуется без лишнего заливания электрики. Возможно также применение средств сухой очистки, что не так эффективно, зато безопасней, и не требует наличия воды, которая может попасть под защиту электрических приборов и разъёмов проводки.
Как мыть на автомойке
Порядок действий примерно тот же, но подача воды может быть под различным давлением. Чем оно выше, тем мойка эффективнее, но безопасность снижается. Нужный компромисс зависит от сложности конкретного двигателя и опыта работающего.
В любом случае подкапотный отсек надо тщательно высушить имеющимся на мойке сжатым воздухом. Опасные места, такие как генератор, незащищённые разёмы датчиков, электронные блоки, надо закрыть полиэтиленовой плёнкой, очищать их следует вручную, влажной ветошью.
Под давлением моются радиаторы, это единственное место, где наличие любых загрязнений безусловно критично. От этого зависит тепловой режим двигателя, а значит его сохранность.
Мойка керхером
Высоким давлением можно мыть только самые простые двигатели, лишённые сложной электроники. А высушить имеющиеся высоковольтные узлы системы зажигания, придётся с частичной разборкой, иначе попавшую туда воду не удалить.
Закрывать надо не только электрическую часть, но и впускной воздушный патрубок. Если в него попадёт вода, то магистрали надо разобрать и заменить воздушный фильтр.
Что делать если после мойки двигателя машина не заводится?
Бывает, что в результате отмывания грязи водой, особенно под давлением, мотор не удаётся завести или он работает с перебоями и не на всех цилиндрах. Надеяться, что ДВС оживет с течением времени не самая лучшая идея, поэтому двигатель лучше заглушить и приступить к детальной его просушке.
Вода может скопиться в свечных колодцах, залить проводку катушек зажигания, а также образовать токопроводящие влажные следы на низковольтных цепях. Утечки тока не позволят нормально работать системе управления двигателем.
Все подозрительные места потребуется разобрать и не просто высушить, но и протереть от малейших следов грязи и моющих средств. Причём сделать это желательно ещё до первой попытки пуска. Иначе электронные узлы могут просто выйти из строя, после чего сушка и протирка им уже не поможет, потребуется вмешательство диагноста и замена деталей.
Особенно это касается надеваемых на свечи катушек зажигания, высоковольтных модулей, блока реле и предохранителей.
Блок управления двигателем (ЭБУ) обычно располагается в салоне, но встречается и более оптимистичная его компоновка на некоторых машинах в подкапотном пространстве. Тогда его лучше снять перед мойкой или изолировать от воды с помощью пакета, как и перечисленные выше детали.
Свечи выворачивать не стоит, иначе вода попадёт в цилиндры, но их колодцы перед пуском должны быть абсолютно сухими и чистыми.