Запотевшие стёкла в автомобиле прямо влияют на безопасность. В результате можно не заметить препятствие, которым может быть чужой автомобиль, а то и пешеход. Стало быть явление не просто неприятное, поэтому игнорировать его или обходиться протиранием очень нежелательно. Меры должны быть быстрыми и эффективными.
Содержание статьи:
Причины запотевания окон в машине
Замутнение вызывается капельками воды, оседающими на поверхность стекла. Влага всегда присутствует в воздухе, удельное давление паров растёт с уменьшением температуры, пока не будет достигнута точка росы.
Пары превратятся в конденсат и начнут выделяться в виде капель на холодных предметах, не имеющих пористой структуры для хотя бы минимальной вентиляции. Лидерство в антирейтинге тут именно у стёкол.
По теме: Как и чем снять старую тонировку со стекла в машине
Наихудшее положение дел будет при повышенной влажности в холодное время года. Чем ниже температура, тем меньше воды атмосфера может удерживать в виде прозрачного газа. Ведь пар – это не то, что все видели над закипающим чайником. Газообразное состояние воды имеет молекулярную структуру, такой пар невидим.
Зрительно он станет восприниматься только в момент начала конденсации, когда молекулы группируются в большом количестве, создавая макрообразования – капельки воды. То, что принято называть паром в общеупотребительном понимании. Хотя до этого момента пара было не меньше, просто его невозможно разглядеть.
Кроме низкой температуры, особым фактором станет наличие воды в салоне. Зимой источником будет высыхающая грязь на ковриках пола и тающие остатки снега. Дополнительную воду может доставить и вентилятор отопителя, забирая насыщенный паром забортный воздух. У вентилирующих отверстий может скапливаться снег и превращаться в испаряющуюся воду.
Иногда насыщение воздуха влагой может быть симптомом неисправности. Радиатор отопителя расположен в салоне, даже небольшие утечки антифриза на его горячей поверхности вызовут испарение и запотевание стёкол. Систему желательно опрессовать, особенное если замечен характерный сладковатый запах этиленгликоля.
Способы решения проблемы
Не всегда есть возможность проветрить салон, хотя это достаточно эффективное решение. Морозный воздух зимой имеет пониженную влажность, он не комфортный, но сухой.
Именно холод отталкивает от желания проветривать, но это можно сделать заблаговременно, в момент оставления машины. Лишняя влага уйдёт, и плотность тумана при снижении температуры в остывающей машине уменьшится.
Замена воздушного фильтра
Новые порции сухого забортного воздуха поступают в салон через фильтр, удерживающий пыль, а иногда даже запахи и аллергены. Когда он засоряется, обмен атмосферы в салоне замедлен, влаге некуда деваться, циркуляция работает по замкнутому кругу, и все испарения накапливаются.
В таком автомобиле запотевания неизбежны. Салонный фильтр требует регулярных замен, особенно если он поработал в условиях повышенной загрязнённости воздуха.
Удаление влаги из салона
Вода вредна не только в виде замутнения обзора. Начинают размножаться бактерии в шумоизоляции, появляются неприятные запахи, кузов может ускоренно корродировать изнутри.
Для борьбы с избытками влаги надо просушивать коврики, следить, чтобы снег не заносился в машину с обувью, а на полу прокладывать поглощающие пористые вещества, начиная от специальных пакетов с силикагелем и заканчивая обычными газетами. Существуют даже памперсы для напольных ковров, укладываемые вместо резиновых поддонов.
Настройка вентиляции и отопителя салона
Система вентиляции должна пребывать в чистоте и исправности. Работу воздушных заслонок проверить трудно, но осмотреть короб воздухопритока и задние отверстия вытяжной вентиляции вполне возможно. А также найти и осмотреть заслонку рециркуляции, которая переключает забор воздуха в отопитель и кондиционер с наружного на внутренний.
Читайте также: Зачем зимой включать кондиционер в машине
Ещё один источник посторонней воды в салоне – радиатор кондиционера. От него идёт сливная трубка конденсата, которая должна исправно сливать воду под машину. Если сток засорится, то вся влага окажется в салоне.
Специальные пленки
Одной из причин, почему конденсат обильно образуется именно на стёклах, является их хорошая теплопроводность. Если её замедлить, то скорость процесса упадёт, поскольку образующемуся при этом теплу будет некуда уходить.
На этом эффекте основан принцип работы плёнки, которая наклеивается на стекло изнутри. Обмер энергией между салоном и окружающим пространством замедлится, конденсация будет мешать сама себе.
Антизапотеватели
Помощь при запотевании могут оказывать два продукта, имеющих одно устоявшееся название, но разных по способу действия.
- Электрический антизапотеватель создаёт поток тепла на стекло. Разными способами, от наклейки токопроводящих нитей до организации электрического фена с вентилятором. Принцип один – разогреть поверхность быстрее, чем отопитель войдёт в свой штатный режим и очистит стекло, как ему положено.
- Химический состав наносится на стекло и выполняет две функции – препятствует образованию мелких капель воды, изменяя свойство смачиваемости поверхности, и снижает температуру замерзания, чтобы выпадающая влага не превращалась в иней и наледь. А что успело замёрзнуть, то быстро растает без механической очистки. Имеется в виде спреев или салфеток.
Что делать если стекла уже запотели
Самое надёжное, хотя и не самое быстрое – прогреть двигатель и позволить сделать своё дело штатному отопителю. А чтобы не тратить на это своё время – установить на автомобиль сигнализацию с функцией автозапуска или автономный отопитель, работающий по таймеру, программе или запускаемый дистанционно. К моменту появления водителя и пассажиров от интерьерных обмерзаний и росы следов уже не останется.
Можно поступить и проще – протереть стёкла, но не ветошью, поскольку запотевание тут же вернётся, а средством, оставляющим тонкую защитную плёнку. Например, обычной газетой или слабым мыльным раствором с минимумом воды. Для сохранения прозрачности слой защиты придётся растереть.
Осушить воздух поможет включение кондиционера. Он умеет не только понижать температуру, но и удалять из воздуха лишнюю влагу. Но на некоторых автомобилях включить его при низкой температуре не получится.