На сегодняшний день существует немалое количество разновидностей автомобильных двигателей. Одними из таких являются трехцилиндровые модели.
Содержание статьи:
Устройство и принцип работы
Трехцилиндровый двигатель представляет собой поршневой мотор внутреннего сгорания, оснащенный тройкой цилиндров. Последние могут быть расположены двумя способами, а именно V-образно или W-образно. Также различают рядные модели таких моторов.
Рядные модели вне зависимости от такта обладают коленчатым валом с четырьмя опорами и кривошипами. Последние развернуты на 120 градусов относительно друг друга. Крепление шатунов осуществляется на отдельную шейку кривошипа.
Цилиндры могут работать в обычном порядке 1-2-3, а также в обратном – 1-3-2. Такие модели двигателей не являются уравновешенными по моменту центробежных сил, а поэтому с целью компенсации инерции в них интегрируют специализированный балансирный вал, вращение которого осуществляется с частотой коленчатого.
Принцип работы V-образных 3-цилиндровых моторов предусматривает наличие двух цилиндров в первом ряду и одного во втором. В плане технических решений подобные модели могут сильно разнится между собой.
Схема функционирования W-образных моторов предполагает расположение всей тройки цилиндров в единой плоскости. Последняя находится перпендикулярно по отношению к оси коленчатого вала.
Вне зависимости от такта в таких экземплярах присутствует двухопорный коленчатый вал, имеющий один кривошип под три шатуна. Крайние шатуны крепятся к центральному.
Преимущества и недостатки
Каждое решение обладает своими плюсами и минусами по отношению к другим. Подобные моторы не являются исключением в этом плане.
Преимущества:
- Компактные габариты. Одно из основных их достоинств, позволяющее изготовителям осуществлять плотную компоновку деталей в авто. Мотор не занимает много пространства, а поэтому оно задействует под другие задачи.
- Экономия. Ввиду небольших размеров, стоимость изготовления таких агрегатов для производителя, а в последующем и для покупателя, становится ниже.
- Легкий вес. Небольшая масса ДВС делает легче сам автомобиль, что положительным образом отражается на эффективности расхода горючего.
- Маленькие потери на трение. Площадь поверхности у таких моделей за счет отсутствия четвертого цилиндра меньше, чем у классических ДВС, а поэтому контактов между металлическими деталями также становится меньше. За счет этого в процессе преодоления трения агрегат теряет меньше топлива.
- Топливная эффективность. Ключевое достоинство трехцилиндровых экземпляров заключается в их более эффективном расходе топлива. Чем меньше размер ДВС – тем меньше топлива он будет потреблять при идентичных показателях мощности.
Недостатки:
- Грубость. Модели с четырьмя цилиндрами будут более плавными, нежели подобные варианты. Это обуславливается наличием того самого четвертого цилиндра, который всегда находится на силовом ходу в любой момент общего цикла.
- Необходимость в более высоких оборотах. В тот период времени, когда в цилиндре не происходит воспламенения и расширения, ДВС осуществляет движение исключительно за счет импульса, который создает маховик, соединенный с коленвалом. На невысоких скоростях это сопровождается большим количеством вибраций и даже может привести к тому, что мотор заглохнет.
Сравнение с четырехцилиндровыми двигателями
ДВС с тремя и четырьмя цилиндрами отличаются по устройству и принципу работы, а поэтому лучше или хуже подходят для конкретных задач.
Разница в мощности, расходе топлива, ресурсах
В конструкции 3-цилиндровых моделях меньшее количество соединений поршней с коленчатым валом, а также не такое высокое трение за счет меньшей поверхностной площади, благодаря чему существенно снижаются потери топлива.
Кроме того, они обладают меньшими размерами, а соответственно потребляют меньший объем горючего даже в тех случаях, когда их мощность является идентичной.
Это интересно: Почему заливает свечи и как завести двигатель
Что касается ресурса, то, к сожалению, у подобных агрегатов он слегка меньше, чем у классических моделей с четырьмя цилиндрами.
Как правило, при своевременном и качественном техническом обслуживании они могут прожить до пробега в 200 тыс. км без серьезного ремонта, когда 4-цилиндровым вариантам ресурс позволяет проезжать до 300 тыс. км.
Какой двигатель для каких задач лучше подходит
ДВС с тройкой цилиндров лучше показывает себя на высоких оборотах, а вот езда не невысокой скорости может сопровождаться неприятными вибрациями и шумом. Любителям утонченного и плавного вождения следует отдать предпочтение четырехцилиндровым вариантам.
Для тех, у кого главной задачей является экономия топлива и более низкая стоимость приобретения – лучше подойдут трехцилиндровые экземпляры.
Популярные автомобили с трехцилиндровыми двигателями
С каждым годом автомобилей в которые производитель устанавливает 3-х цилиндровые моторы становится все больше. Наиболее популярными можно выделить следующие модели:
- Skoda Fabia с двигателями TSI CHZB (EA211).
- Peugeot 2008 с ДВС PureTech 130 и PureTech 155.
- Opel Corsa и Opel Crossland X с моторами Direct Injection.
- СITROEN C3 с установками PureTech 82 и PureTech 110.
- Ford Fiesta, ECOSPORT, Puma и пр. с агрегатами
Как продлить срок службы мотора с 3-мя цилиндрами
Обслуживание подобных устройств не особо отличается от четырехтактных вариантов, однако имеет свои нюансы, касающиеся замены масла, которые следует учитывать.
Выбор самого масла следует осуществлять в соответствии с инструкцией к конкретной модели ДВС и очень важно производить его замену с той периодичностью, которая указа в регламенте обслуживания авто. Также стоит учесть и более компактные размеры агрегата при использовании охлаждающей жидкости, однако такие моторы перегревать ни в коем случае нельзя.
Трехцилиндровые модели ДВС являются отличной альтернативой, кто хочет приобрести авто с эффективным расходом топлива по невысокой стоимости. Если же в приоритете комфорт вождения и плавность хода – стоит отдать предпочтение агрегатам с четырьмя цилиндрами.