Почему ощущается вибрация (дрожь) в педальный узел автомобиля

Все органы управления автомобилем должны работать плавно и не передавать на водителя никакой нештатной обратной связи. Грубые рывки просто опасны и говорят о значительных разрушениях в механизмах, а вибрационные ощущения обязаны насторожить, поскольку свидетельствуют об аномальных режимах работы, которые этим разрушениям предшествуют.

Чаще всего дрожь передается на одну из педалей, что позволяет локализовать поиск неисправности в конкретной системе или узле.

Вибрация при нажатии на педаль газа

Следует отличать вибрационный отклик мотора от чисто механической передачи колебаний через привод дросселя. Последняя, например, исключена на автомобилях, оснащенных электронным управлением дроссельной заслонкой.

Но вибрировать машина на разгоне при этом вполне способна, такой эффект образуется при частичных пропусках воспламенения в цилиндрах, вне зависимости от их количества принято говорить, что мотор «троит».

Если же двигатель работает ровно, искра и подача топлива происходят регулярно, компрессия не нарушена и ошибок в фазах газораспределения нет (на том же сленге ремонтников говорят, что мотор «шепчет»), а акселератор ощутимо вибрирует в такт оборотам коленвала, то с наибольшей вероятностью можно утверждать, что проблемы возникли в подвесе силового агрегата.

По теме: Причины вибрация руля в движении, при торможении и на холостом ходу

Массивная конструкция из блока и головки двигателя, соединенных с коробкой передач, а иногда и с иными узлами трансмиссии, закреплена на кузове или раме при помощи эластичных подушек.

Они могут быть изготовлены из обычной резины, а на более комфортных и бесшумных машинах используются полуактивные гидравлические подвесы. В этом случае жесткость упругих элементов изменяется в зависимости от колебательных ускорений, их частоты и амплитуды.

Выход из строя гасящих вибрацию упругих элементов вызывает передачу ускорений на кузов, в частности, и на педаль газа. Она соединена с модулем дросселя тросиком с жесткой оболочкой, через нее эта дрожь и ощущается ногой водителя.

Даже когда с подвесом все нормально, привод может быть неправильно отрегулирован. Часть колебаний проходит не через подушки, а сквозь металл или жесткий пластик оболочки троса.

Так случается при изменении перекладки троса, использовании нештатной детали или неправильной регулировке привода, а также в связи с ослаблением крепежных соединений, но чаще виноваты все же подушки.

Их срок службы ограничен, рано или поздно они разрушаются, перестают амортизировать дрожь и нуждаются в замене. Иначе процесс разрушений распространится дальше на пока исправные узлы.

Причины дрожи на педали сцепления

Значительно чаще вибрировать начинает педаль сцепления, присутствующая на машинах с ручным механическим переключением передач.

Проявляется это после нажатия на нее или в процессе отпускания в момент соприкасания ведомого фрикционного диска с парой ведущих, между которыми он зажимается.

При диагностике важно знать точные условия максимального проявления дрожи, это укажет на конкретную причину неполадки.

  • Вибрация в момент выжима говорит о проблеме с муфтой выжимного подшипника, системой привода, вилкой или опорной поверхностью лепестков пружины ведущего диска (корзины).

Выжимной подшипник может износиться, потерять смазку, перегреться и начать подклинивать между обоймами. Не исключается его затрудненное перемещение по тем же причинам по направляющей первичного вала коробки.

Его опорой при выключении сцепления служат лепестки центральной пружины, которая от усталости или перегрева может деформироваться. Наконец, аналогичные подклинивания способны возникнуть в гидравлике привода или промежуточной вилке от штока рабочего цилиндра к выжимной муфте.

  • Если вибрация возникает при отпускании педали в момент смыкания дисков, то скорее всего виной тому накладки и демпфер ведомого диска, его искривление, а также все та же деформация уставшей пружины корзины.

Передача момента в момент пробуксовки станет неравномерной, что и воспринимается как вибрация. Автомобиль при этом будет подергиваться.

  • Еще одна причина – геометрическое биение или люфт деталей.

При износе упорных полуколец коленвала он приобретает нештатное осевое перемещение, что сказывается на работе сцепления, а искривиться и начать бить при вращении способны такие массивные детали, как маховик, служащий одной из ведущих поверхностей, и корзина, в состав которой кроме пружины входит нажимной диск.

Все это склонно к перегреву и тепловой деформации при ошибках водителя и длительных пробуксовках.

Причин много, но метод лечения один – меняется комплект сцепления в сборе, часто вместе с маховиком, вилкой, её опорами и гидроцилиндрами привода.

Замена отдельных деталей неоправданная, поскольку ресурс прочих уже также исчерпан, а стоимость работ по демонтажу достаточно высока.

Причины вибрации педали тормоза при торможении

Следует сразу упомянуть о вполне штатном режиме вибрации в тормозной системе – она ощущается на педали при срабатывании антиблокировочной системы.

Более того, если при скольжении колес в ходе торможения на достаточно высокой скорости такой дрожи не возникает — надо проверять работоспособность ABS. Во всех прочих ситуациях вибраций быть не должно.

Продолжение: Почему бьет колесо на скорости и при торможении

Если же педаль под ногой дрожит, то игнорировать это нельзя, тормоза должны быть в идеальном состоянии.

При диагностике проверяется:

  • форма дисков, биение недопустимо, но часто появляется из-за резких перепадов их температуры, замена необходима;
  • крепеж и нештатные люфты в деталях суппортов;
  • толщина накладок на колодках, их меняют, если осталось 2-3 миллиметра или они изношены неравномерно;
  • тормоза греются при отпущенной педали – подклинивают элементы суппорта и привода;
  • качество колодок критично – когда дрожь появляется сразу после замены, детали могут оказаться контрафактными или изготовленными из дешевых материалов;
  • на дисках и колодках могут быть трещины.

Вибрации при торможении могут также генерироваться деталями подвески и ступичными узлами.

Рекомендуется параллельно выполнить полную диагностику ходовой части. Проверке подлежат подшипники ступиц, шарниры рычагов и амортизаторы.

Прямо или косвенно все это способно влиять на развитие колебательных процессов и резонансов при замедлении автомобиля, которые передадутся на педаль.

Оставить отзыв

К началу страницы