Последствия езды с включенным ручным тормозом

Ручной тормоз является частью тормозной системы автомобиля, который нужен, чтобы удерживать машину во время парковки или перед началом движения. Большинство транспортных средств оборудованы механическим ручником, но последние модификации автомобилей уже оснащены электронным типом ручного тормоза. Каков принцип их работы и что может случиться, если ехать при включенном ручнике, рассмотрим ниже.

Принцип работы ручного тормоза в автомобиле

Практически во всех легковых авто принципиальная схема работы ручника идентичная. Система ручного тормоза состоит из индикатора на приборной панели (мониторе компьютера), кнопки включения (рычага), привода передачи усилия, механизма блокировки.

Отличие, главным образом, происходит по способу передачи усилия.

Механический ручник

Чтобы включить ручной тормоз, поднимается рычаг или нажимается педаль. Они натягивают стальные (с одной или тремя нитями) тросики, прижимая на задних колесах колодки к диску (барабану). В систему входит также уравнитель и храповый механизм.

Существуют тормозные системы: барабанные и дисковые. При установке дисковых тормозов применяются следующие типы приводов: кулачковый, винтовой.

Подробнее: Почему при нажатии на тормоз слышно шипение и как его устранить

Барабанный механизм. Как правило, к нему прибегают в авто с дисковыми тормозами, имеющие несколько поршней. Блокировка происходит за счет колодок, упирающихся в маленький барабан в середине центрового диска.

Трансмиссионные. Данный способ присущ полноприводным внедорожникам, грузовикам и автобусам. Блокируется карданный вал, а не колеса автомобиля.

Основные преимущества тросового механизма заключаются в простоте и недорогом техобслуживании.

Электронный ручник

В современных модификациях интеграция ручника с компьютером автомобиля машины обеспечивает реализацию полезных алгоритмов. К примеру, создает защиту от включения при движении, помогает при трогании на подъеме, включается на светофоре.

Система включает в себя кнопку (рычаг) включения и электромоторов. При активации системы, она с помощью контроллера совершает посыл электроприводам, а они совершают прижим колодок.

Чтобы усилить и снизить скорость тормозных механизмов применяют винтовой привод или редукторы.

Плюсы такого типа ручника:

  • Простота использования.
  • Компактность.
  • Повышение безопасности.
  • Автоматизация работы.

Что касается недостатков, то они заключаются, прежде всего, в дороговизне ремонта и сложности устройства.

Что будет если ехать при затянутом ручнике

Бывает, что по невнимательности или от волнения водитель трогается с места с активным «ручником». Если за рулем не новичок, он обязательно заметит это, а вот для неопытного шофера это станет испытанием, он будет «выжимать» из машины последние силы, чтобы набрать скорость.

Такие маневры не пройдут бесследно для автомобиля и скажутся негативно на его тормозной системе. Да и для самого стояночного тормоза это может закончиться плохо: он выйдет из строя и потребуется его ремонт и даже замена.

О длительной езде на «тормозе» можно узнать по специфическому запаху, издаваемому перегретыми тормозными колодками. При нахождении за населенным пунктом, чтобы избежать аварийной ситуации, самостоятельно проверяем тормозную систему:

  • устанавливаем «ручник» в неактивное положение;
  • загоняем машину на маленький пригорок;
  • устанавливаем рычаг ПП на «нейтралку» и проверяем всю систему: ручной и ножной тормоза.

При неисправной системе, автомобиль покатится с пригорка. На таком транспортном средстве дальнейшее движение опасно. Вызываем службу техпомощи.

Потому если случилась езда с поднятым ручником, даже не очень длительная, желательно продиагностировать состояние системы в квалифицированной СТО.

В настоящее время автомобили оборудованы звуковой системой оповещения, сообщающей водителю о поднятом рычаге ручного тормоза.

Более ранние модели предупреждали об этом на приборной панели красным восклицательным знаком. Пренебречь этим и не принять меры практически невозможно, если водитель здоров и система оповещений исправна.

Что делать, если заклинило ручной тормоз

Ситуация с заклиниванием ручника, когда машина не может тронуться с места, случается после долгой стоянки или продолжительного неиспользования автомобиля, при критических температурных режимах. Наиболее часто такое происходит с отечественными авто.

Существует три основных способа решения проблемы:

  1. Диагностирование и восстановление поломки самостоятельно.
  2. Вызов специалиста СТО к месту аварийной ситуации.
  3. Вызов эвакуатора.

Последний вариант будет связан со сложной погрузкой и возможно с применением крана-манипулятора.

Как восстановить самостоятельно узел механического ручника

Поднимаем ручник, чтобы тросиком развести тормозные колодки на задних колесах. Трос может заклиниться, если он недостаточно смазан или загрязнен.

Может случиться и такое, что колодки не становятся в исходное положение и задние колеса не крутятся после опущения ручника.

Очищаем от грязи и смазываем по-новому деталь тормозной системы, если проблема остается, значит, причина в другом. Если нет опыта работ, то без специалиста не обойтись.

Съем барабана для замены колодок процедура сложная для новичка. Откручивание болтов должно происходить с равномерным его сбиванием.

Молоток применяем только с деревянной подкладкой, чтобы не разбить барабан. После чего он «подковыривается» отверткой и вынимается.

Сменив колодки или цилиндр следует прокачать тормоза.

Если заклинило электронный ручник

В большинстве случаев это происходит из-за сбоев в механике тормозных колодок или в результате загрязнения или повреждения самих тормозных механизмов, здесь оптимальным вариантом будет вызов специалиста для разблокировки непосредственно на трассе.

На некоторых авто, таких, например, как Фольксваген, «заклинивает» ручник по банальной причине – загрязнению кнопки ручного тормоза. Здесь проблема решается просто: разборкой и очисткой кнопки.

В отдельных моделях можно воспользоваться аварийной разблокировкой электронного ручного тормоза.

Оставить отзыв

К началу страницы