Что такое воздушный фильтр, как его выбрать и заменить в автомобиле

Для сгорания топлива в цилиндрах автомобильного двигателя нужен кислород. Содержится он в атмосферном воздухе, который и всасывается мотором в огромном количестве вместе со всем, что в нём имеется. Но некоторые примеси очень небезопасны для двигателя, их надо отделить ещё до того, как они успеют нанести вред.

Для чего нужен воздушный фильтр в автомобиле

Если в атмосфере содержатся какие-либо иные газы, кроме полезного кислорода, то это мотору никак не повредит, а их количество легко учесть при настройке топливовоздушной смеси.

Это интересно: Что за дуги (рейлинги) на крыше автомобиля

Но когда с воздухом в двигатель летит пыль и прочие абразивы – ускоренный износ деталей быстро прикончит цилиндропоршневую группу и многие другие важные узлы ДВС.

В отделении твёрдых частиц, начиная с определённого размера, и заключается роль воздушного фильтра.

Принцип работы

Существуют два основных способа фильтрации:

  • направление воздушного потока в движение по кругу, тогда твёрдые частички будут отброшены центробежной силой наружу и их можно будет отделить;
  • пропускать воздух через структуру мембранного типа с порами нужного размера, воздух через них пройдёт, а пыль и песок останутся в фильтре.

 

В легковых автомобилях общегражданского назначения используется в основном именно второй принцип.

Виды

Классифицировать фильтры можно по разным характеристикам, например, по применяемому способу очистки, как упоминалось выше, разделить на инерционно-масляные и пористые. Но есть и другие классификации:

  • по типу фильтрующего элемента — это может быть масляная набивка, сухая ткань, фильтрующая бумага или поролоновая губка;
  • по форме — цилиндрические, плоские, конусные, кольцевые;
  • по степени очистки — тонкие или грубые;
  • по применяемости — общего назначения, спортивные, фильтры для специальной и военной техники.

Чаще всего встречаются бумажные изделия плоского или цилиндрического вида, в которых используется специальная микропористая бумага большой пылевместимости.

Кроме того, для увеличения общей поверхности шторы бумага уложена в гофрированную структуру, что позволяет создавать достаточно компактные фильтрующие элементы с большой эффективной поверхностью.

Помимо количества вмещающейся пыли, такое построение позволяет уменьшить аэродинамическое сопротивление элемента. Затруднения с прокачиванием через него воздуха привели бы к уменьшению мощности и росту расхода топлива.

На спортивных автомобилях применяются так называемые нулевики – фильтры пониженного сопротивления воздуху. Нулю их сопротивление не равно, зато фильтруют они воздух очень плохо, пыль проникает в мотор и шлифует детали до полной негодности. Но в спорте это не очень актуально, там важнее мощность.

Инерционно-масляные конструкции уже почти не применяются, поскольку имеют большие габариты, плохое качество очистки, необходимость частого обслуживания.

Однако могут быть полезны в качестве фильтров грубой начальной очистки для техники, работающей в условиях сильной запылённости при большом потреблении воздуха. Например, для газотурбинного двигателя танка в пустыне.

Как часто менять фильтрующий элемент

Есть общепринятая норма, которой стараются придерживаться на всех легковых автомобилях в нормальных условиях эксплуатации. Это одна замена фильтрующего элемента воздуха на две смены масла в двигателе. Хотя в инструкции к машине могут быть указаны иные сроки.

Это связано с ёмкостью элемента, расходом воздуха и понятиями о его чистоте у разработчиков этой инструкции. Однако всегда указывается необходимость корректировки сроков при езде в условиях большой запылённости.

Оценить состояние фильтра почти невозможно, если не использовать его стендовую диагностику. Куда проще менять его при первом подозрении, благо процедура это элементарная, а фильтр стоит как пара литров бензина.

Подозрения должны возникнуть, если пришлось попасть на пыльный просёлок или в иные подобные условия. Обычно в таких плотных завесах фильтр забивается полностью за одну поездку.

Можно ли чистить

Теоретически фильтр можно продуть струёй сжатого воздуха в направлении, противоположном штатному. Но структура бумаги такова, что пыль из пор таким способом вытряхнуть удастся лишь на несколько процентов, а повышение мощности усилий компрессора приведёт к повреждению фильтрующей шторы.

Читайте также: Что такое шноркель на автомобиле

Но в безвыходной ситуации, когда бумага уже почти не пропускает, а ехать надо, так поступать можно, частично работа восстановится, пусть и не надолго.

Как определить, что фильтр забит?

Не считая внешнего вида, изменения цвета и высыпающегося из шторы воздушного мусора, других симптомов переполнения визуально не определить. Но существует косвенный показатель – двигатель плохо запускается, не развивает обороты, не выдаёт обычной мощности. При этом если на короткое время удалить фильтр, то всё восстанавливается.

Ездить без фильтра нельзя! Это всё равно что умножить пройденный километраж на сотни и тысячи. Испытания показывали полный отказ нового мотора через сто километров пробега в пылевом облаке автоколонны при отсутствии фильтрации.

Даже масляный фильтр, о качестве которого принято заботиться, такого влияния на ресурс и близко не оказывает.

Как выбрать и заменить воздушный фильтр на примере Ауди А6 С5

Начать надо с покупки фильтрующего элемента. Самое простое – обратиться к продавцу-консультанту, можно имея при себе в качестве образца снятый с машины фильтр или назвать её vin-номер.

Как вариант можно заказать деталь через интернет самостоятельно, для этого надо знать её каталожный номер (артикул):

  • Заполнить форму в каталоге Ауди 17-значным VIN автомобиля, который можно найти в любом документе или на самой машине;
  • В разделе каталога «Двигатель» выбрать пункт «Воздушный фильтр с сопутствующими деталями», после чего на картинке будет виден порядковый номер фильтрующего элемента и ссылка на каталожный номер, он выглядит примерно так – «058 133 843 Фильтрующий элемент воздушного фильтра»;

  • по этому заводскому номеру детали можно в любом каталоге найти так называемы «заменители» – номера деталей сторонних производителей, в случае фильтра их очень много;
  • заказав и получив фильтр, осталось открыть капот, с левой от себя стороны обнаружить корпус воздушного фильтра под крышкой и воздуховодом;
  • крышка и воздуховод удаляются просто руками, инструменты не потребуются;
  • крышка корпуса фильтра прикреплена четырьмя пружинными защёлками, можно помочь себе отвёрткой;
  • доступу могут мешать кабели от датчиков, их надо вынуть из держателей и отвести в сторону;
  • приподняв крышку, можно вытащить фильтрующий элемент и заменить его на новый.

ТОП-5 популярных брендов

При поиске может ввергнуть в растерянность обилие предложений от разных фирм.

Учитывая важность чистого воздуха для двигателя, лучше выбрать деталь соответствующего качества.

  1. Лучшей компанией по фильтрам можно считать немецкую Mann. Этим изделиям можно доверять, они недешевы, но на фильтрах трудно сильно расшатать свой бюджет, деталь сама по себе не из сложных.
  2. Многие считают удачной покупкой от всем известной фирмы Bosch. Тоже неплохо, к тому же и чуть дешевле.
  3. Filtron – более бюджетные, но профессионально выполненные изделия, о чём говорит даже название компании.
  4. Sakura – товар для поклонников японских расходников. Качественные фильтры, не лучше и не хуже прочих лидеров.
  5. Champion – эта продукция имела репутацию ещё в СССР, и с тех пор вряд ли могла снизить качество.

Многие фирмы хороши, но точно не стоит покупать поддельные товары, если от них зависит жизнь двигателя. Попадется вам такая деталь или нет, решает исключительно продавец. Самостоятельно отличить контрафакт способны лишь немногие эксперты.

Оставить отзыв

К началу страницы