Виды грунтовок для авто: свойства и применение

Процедура грунтования по важности и сложности находится как минимум на том же уровне, что и все прочие этапы нанесения лакокрасочного покрытия (ЛКП) на кузов автомобиля. Это подготовка, шпатлевание, окраска и слои лака. Тем более, что грунт редко наносится одним материалом и в один слой.

Надо хорошо понимать для чего грунтовать, чем и по какой технологии.

Чем грунтовка для кузова авто отличается от грунтовки для стен

Подобные вопросы вряд ли возникают у профессиональных автомаляров, поскольку им известна вся важность процесса для последующего долговременного результата.

Но если разобраться, то существуют два существенных отличия. Как минимум, автомобильные грунты не пропитывают окрашиваемый материал, поскольку это кузовное железо, алюминиевый сплав или пластик.

Стало быть они должны обладать значительной химической или физической адгезией, иначе весь «слоеный пирог» ЛКП быстро отвалится в условиях вибрационных и температурных нагрузок.

Вторая суть относится к защите металлов. Коррозию не просто предстоит блокировать, надо уничтожить все её следы, причем невидимые.

Визуально различимые удаляются механически, а после этого обязательно перекрыть путь к чистому металлу для кислорода и воды. Без этих веществ окислы не образуются.

Затем уже решить более типовые задачи – намертво сцепиться с кузовом и наносимой на него краской. Сами они редко способны заключить прочный союз.

Какой и когда грунт применяется для ЛКП

Выполнить все возможные функции посредника одним материалом одинаково качественно не получится. Компромиссы возможны, но они будут во всём, включая конечный результат.

Прочитай: Как самому закрасить ржавчину на машине

Поэтому приблизиться к идеалу возможно лишь разделяя задачи между разными составами в рамках одной технологии или предварительно выбирая наиболее уместную.

Первичные грунты (праймеры)

Как следует из названия, праймер предназначается для непосредственного нанесения на металл или пластик кузова, а также подразумевается, что его применением грунтование не ограничивается.

Кислотные

Кислотные, они же травящие или реактивные, отличаются характером взаимодействия с металлической поверхностью. Происходит химическая реакция с железом, образуется фосфатная пленка.

Продолжение: Для чего нужен кислотный грунт

Грунт одновременно пассивирует поверхность, прикрывает её от кислорода и влаги, обеспечивает максимальное сцепление с кузовной деталью и готовит адгезию с последующими слоями.

Не годится для прямого нанесения шпатлевки или краски, требует перекрытия дополнительными акриловыми составами. Имитирует заводское фосфатирование.

Эпоксидные

Более универсальные грунты, подходят для перекрытия старых слоев краски и шпатлевки, не нарушая их кромок. На них уже можно наносить шпатлевку и филлеры, а также краску.

Допускают шлифование после выдержки для полной полимеризации. Лучшие те, которые принимают отвердитель перед нанесением (двухкомпонентные).

Но по адгезии к металлу уступают реактивным, желательно создавать шероховатость, чтобы составу было за что зацепиться.

Вторичные грунты (филлеры)

Соответственно наименованию, эти составы включают наполнитель, который способен заполнять мелкие неровности, поры, а также наноситься более толстым слоем.

Все это подразумевает шлифовку, то есть филлер, грубо говоря, есть нечто среднее между грунтовкой и финишной шпатлевкой.

Двухкомпонентный порозаполняющий грунт

Самый распространенный и эффективный вторичный грунт, очень удобен для маляра. Он плотно адгезирует к праймеру, закупоривает пористую структуру шпатлевки, способен выровнять мелкие дефекты поверхности за счет относительно толстого слоя.

Однако он не устранит все мелкие огрехи, поскольку усадка имеется, а значит шлифовкой добиться идеала не получится. Но при правильном использовании все функции выполнит полностью.

Однокомпонентный нитро грунт

Простейшая грунтовка для самой примитивной подкраски. Давно устарела, кроме быстрого высыхания другими достоинствами не обладает.

Но использовать можно при многослойном покрытии. Что сведет на нет всю экономию времени и средств.

Однокомпонентный акриловый

Гораздо удобнее такой же по простоте применения грунт на акриловой основе. Может быть быстро нанесен из баллончика под давлением, хорошо прилипнет как к праймеру, так и к последующим слоям.

Качество ЛКП останется средним, но идеал не всегда оправдан и достижим. Оптимален для начинающих.

Грунты по пластику

Для пластмасс потребуется специализированный активатор адгезии – грунт по пластику. Если конкретная марка приобретается впервые, лучше уточнить его совместимость с типом пластмассы.

Читайте здесь: Как и чем самому покрасить пластик в машине

Её состав всегда указывается с тыльной стороны детали в виде аббревиатуры. Обычно современный грунт работает со всеми типами автомобильного пластика. По нему можно сразу наносить краску.

Как выбрать грунтовку

Определившись с характером подготовки поверхности (остается или нет старая краска, применяется ли шпатлевка, насколько хорошо проведена работа по очистке от ржавчины), из системы ЛКП выбирается один или два грунта – соответственно, праймер, филлер или универсальный.

Системная линейка обеспечит совместимость грунта, шпатлевок и краски. Экспериментировать есть смысл только при полном понимании особенностей конкретного состава.

В типовом случае используется двухкомпонентный кислотный праймер и такой же акриловый филлер. По сложным поверхностям применяется эпоксидный материал.

Как наносить

Грунт разбавляется строго совместимым сольвентом, после чего распыляется на тщательно очищенную, обезжиренную и сухую поверхность. Порядок сушки слоев определяется инструкцией.

Она же задает возможность и глубину шлифовки. Абразив в любом случае применяется мелкий, от номеров 500 и выше. Надо помнить, что краска царапины не заполняет, а проявляет.

Типичное сопло распылителя под грунт – 1,8-2 мм. Это даст достаточно толстый слой филлера, поскольку его можно сделать умеренно вязким.

Лишние слои под шлифовку тоже не помешают. При этом удобнее работать с водой, что должно быть учтено при выборе грунта, не все допускают мокрое шлифование.

Оставить отзыв

К началу страницы