За весь срок службы кузова, автомобиль многократно подвергается мойке, поэтому даже малейшие ошибки в этой обманчиво простой процедуре накапливаются и быстро приводят к потере машиной товарного вида. Очень важно освоить правильную технологию и никогда от неё не отступать, даже если используются различные виды моечного оборудования и расходников.
Содержание статьи:
Что выбрать, бесконтактную или контактную мойку
Лакокрасочное покрытие кузова (ЛКП) будет травмировано при любом виде мойки. Задача лишь в том, чтобы минимизировать этот вред, а значит, предпочесть мойку бесконтактную.
При бесконтактной технологии мойки на кузов наносится специализированный шампунь, ему даётся время поработать, после чего он вместе с поднятой грязью будет смыт потоком воды. Остаётся высушить кузов, что можно также сделать тоже без соприкасания с поверхностью, но чаще используют мягкие салфетки.
По теме: Можно ли мыть двигатель на автомойке и как правильно это делать
Важно соблюдать определённые правила, без которых либо всё же покрытие подвергнется риску, либо просто плохо отмоется:
- Шампунь наносится снизу вверх, поскольку так у него будет больше времени поработать с самыми загрязнёнными участками, которые ближе к дороге;
- Перед нанесением не стоит поливать машину водой, она создаст определённый барьер между моющим средством и кузовом;
- В последнюю очередь покрывается капот, поскольку под ним расположен горячий двигатель, средство может успеть не только отработать, на что при высокой температуре надо минимум времени, но и высохнуть, после чего уже его тоже придётся как-то отмывать;
- Нельзя подавать воду под очень высоким давлением, иначе она глубоко проникнет в микротрещины лака и краски, существенно их расширив;
- Если даже вытереть кузов с виду насухо, вода всё равно останется в микроструктуре ЛКП, полностью удаляется она или при естественной сушке на воздухе или при обдуве тёплым воздухом.
Использовать следует только специальные составы для мойки автомобилей, никакие бытовые средства их не заменят, зато способны причинить непоправимый вред.
Химические средства для мытья машины
Все автомобильные шампуни подразделяются на составы для ручной или автоматической мойки, а также для бесконтактной. Последние более агрессивны, поскольку вынуждены работать активно, обволакивая грязь и лишая её свойства адгезии с кузовом. Обычно они имеют щелочной состав.
Долго удерживать их на кузове нецелесообразно, поэтому нет большой разницы, применяются они в виде пены, пройдя через пеногенератор или в виде эмульсии. Свою задачу они выполнят в любом случае, а основное качество пены – способность долго удерживаться на вертикальных поверхностях, в данном случае не используется.
Точно так же нет смысла применять сильнодействующие средства при контактной мойке, ручной или автоматической. Грязь всё равно будет удалена механически, поэтому есть смысл уберечь ЛКП от лишнего влияния щелочной среды. Кроме того, эти составы лишены антифрикционных свойств, обеспечивающих скольжение при ручной мойке.
В состав автошампуней, помимо поверхностно-активных веществ, могут входить защитные и водоотталкивающие консерванты. Особого смысла применять их в процессе мойки нет, лучше потратить немного времени и натереть кузов декоративным консервантом на восковой или иной основе уже после сушки.
Такое покрытие станет намного более качественным, дольше прослужит и лучше выполнит свои функции придания блеска, отталкивания воды и грязи, а также консервирования образовавшихся пор и микротрещин.
Особенно это актуально, если используется бесконтактная мойка с достаточно агрессивным средством. Лаку оно особого вреда не нанесёт, а слабое покрытие из веществ, содержащихся в шампуне, смоет полностью.
Качественный же защитный состав, наносимый вручную с последующей ручной полировкой, выдерживает несколько бесконтактных моек.
Процесс мойки авто
Перед мойкой машины надо запастись оборудованием и расходниками. Лучше всего использовать аппараты, подающие воду под давлением, но без использования особо жёстких насадок, вроде турбофрезы. Они не для этого предназначены, ими можно разве что удалять окаменевшую грязь с рамы и ходовой части внедорожников.
Из прочих принадлежностей желательно располагать:
- моющими средствами – автошампунями;
- щётками разной жёсткости для мытья труднодоступных мест кузова, дисков и колёсных арок;
- средством для очистки битумных пятен;
- губкой или варежкой для ручной мойки, их потребуется несколько, в мягкий материал быстро внедряется абразив;
- тряпками из микрофибры для сушки кузова;
- большим количеством воды, если её экономить при мойке, то лучше вообще машину не мыть, кузов дольше проживёт.
Место для мойки выбирается специализированное, мыть автомобили разрешено только там, где это предусмотрено. Но в любом случае, не на солнце и не в мороз.
С чего начинать
Если предполагается ручная мойка мягким шампунем, то предварительно с машины надо сбить крупную грязь водой под давлением.
Затем наносится пенный шампунь, лучше всего с помощью насадки-пеногенератора. После небольшой задержки он смывается с обильным количеством воды губкой или варежкой.
Не стоит тереть с давлением круговыми движениями, так можно нанести слишком хорошо заметные криволинейные царапины. Они образуются в любом случае, но практически незаметны, особенно если прямые и расположены вдоль машины.
Чем тереть кузов
Нужную мягкость лучше всего обеспечит поролоновая губка большого размера. Её надо обильно смачивать, лучше всего постоянно тереть под струёй воды.
Для сильно загрязнённых мест используется одна губка, которая после этого выбрасывается. Весь остальной кузов моется другой, чистой, но и она не должна использоваться повторно.
Больше всего следует опасаться абразивных частиц из грязи, которые активно задерживаются в любом материале, используемом при оттирании кузова.
Далеко не везде можно достать тряпкой, губкой или варежкой. В таких случаях применяются щётки с синтетической щетиной. Он и продаются специально для мойки автомобилей, при произвольном выборе полимер может оказаться чрезмерно жёстким.
Как часто мыть машину зимой и летом
Для летней мойки никаких ограничений не существует, можно мыть хоть ежедневно, лишь бы соблюдать при этом правила и не наносить механических повреждений ЛКП. Зимой сложнее, мороз вызывает образование мельчайших кристаллов льда в порах и трещинах, что постепенно разрушает покрытие.
Читайте также: Умная тонировка стекла с регулируемым затемнением
Но мыть машину всё равно надо, поскольку грязь имеет свойство удерживать влагу и создавать точно такой же эффект, но в более значительных масштабах. Кроме этого, она скрывает начавшиеся процессы коррозии, которые надо останавливать немедленно.
Поэтому зимой следует мыть машину, эксплуатирующуюся ежедневно, с частотой примерно дважды в месяц, но на правильно оборудованной автомойке.
Главное, чтобы автомобиль после удаления грязи и остатков шампуня был тщательно высушен сначала микрофибровыми салфетками, а потом тёплым воздухом под давлением. Это же спасёт и от обмерзания замков и прочих деталей.
Влияние цвета автомобиля на периодичность мойки
Худшие автомобили с точки зрения поддержания чистоты кузова – это чёрные. Не лучше и другие настолько же тёмные оттенки. На них не только видна любая малейшая грязь, но и после мойки может оказаться, что она сменилась на выглядящие не лучше разводы. Частое же мытьё быстро приведёт к сетке царапин и необходимости полировки, которая заберёт часть лака.
Думать об этом надо до момента приобретения чёрного автомобиля, но если такое случилось, то мыть его надо исключительно бесконтактным способом с тщательным контролем соблюдения технологии. Лучше всего, если это будут делать профессионалы. Но и за ними стоит понаблюдать, насколько правильно они используют имеющиеся средства.
Светлые оттенки можно мыть значительно реже, лёгкие загрязнения на таких кузовах незаметны. Если не злоупотреблять этим свойством белых автомобилей, то краска сохранится значительно дольше, чем у чёрных, и даже ручная мойка принесет суммарно меньший вред. Особенно при нанесении декоративного консервирующего полироля после каждой второй мойки.