Хороший автомобиль не позволяет малоопытному водителю точно оценить скорость без взгляда на приборы. Все агрегаты работают бесшумно, подвески обеспечивают максимальный комфорт, а мощный двигатель легко позволяет набрать опасный ход за несколько секунд. Поэтому отказ спидометра не просто ставит под угрозу бюджет владельца в поле зрения камер, но и создаёт опасность занесения излишков скорости в поворот или на скользкий участок.
Содержание статьи:
Принцип работы и устройство спидометра
Задача спидометра – вывести удобные для считывания показания текущей скорости на приборную панель. Это измерительный прибор, а значит должен иметь гарантированную погрешность.
Очень редко он может обманывать, но вот полностью отказать вполне способен. У разных конструкций будут отличаться как общее устройство, так и характерные причины поломок.
Механический
Строго говоря, такой тип спидометра следует называть электромеханическим. Принцип его действия основан на передаче вращения от трансмиссии автомобиля, коробки или раздатки, а на некоторых машинах и от ступицы колеса, гибким тросиком в оболочке к приборной панели.
Там установлен небольшой электромагнитный генератор, который вырабатывает тем больше тока, чем быстрее крутится входной валик. Этот ток поступает на миллиамперметр, шкала которого проградуирована в единицах измерения скорости.
Показания спидометра могут быть считаны в километрах в час или даже милях в час для стран, ещё не перешедших на метрическую систему измерений.
Редуктор, обеспечивающий необходимое передаточное число, располагается внутри агрегата трансмиссии.
Имеются два механических разъёма по обеим сторонам тросика. У коммерческих транспортных средств, а также автомобилей на заводской гарантии разъёмные соединения могут быть опломбированы.
Электронный
В качестве переходных устройств от механики к чистой электронике могут быть применены промежуточные технические решения:
- вместо разъёма для тросика на то же место в коробке устанавливается датчик на эффекте Холла, который выдаёт определённое количество импульсов на каждый километр пробега;
- датчик мог устанавливаться и на другой стороне троса, но принцип преобразования вращения в импульсный сигнал тот же;
- самые современные автомобили собирают информацию о скорости вращения колёс с датчиков антиблокировочной системы тормозов, эти данные постоянно обновляются в бортовом компьютере, могут передаваться в электронную приборную панель по проводу или через единую шину данных.
Роль приборной панели состоит в обработке поступающей информации о скорости и выводе её на индикатор. В качестве него используются как привычный миллиамперметр, так и его имитация в виде картинки на общем дисплее.
Водитель может переключать вывод на шкалы разнообразного дизайна или чисто цифровые знакоместа. Поддерживается и проекционный дисплей на лобовое стекло.
Неисправности и ремонт спидометра
Механические приборы наименее надёжны, электроника же не содержит изнашивающихся деталей, хотя тоже может выходить из строя.
Механический
Существует несколько типичных неисправностей:
- Редуктор спидометра в коробке передач обычно выполнялся в виде двух пластиковых шестерёнок. Больших нагрузок здесь нет, тем не менее пластик не отличается большим сроком службы. Истирание зубьев приводит к остановке тросика и прекращению работы спидометра.
- Сам тросик также склонен к отказам из-за дефицита смазки и попадания воды. Перетираются отдельные стальные нити, разрушаются наконечники. Заклинивание троса в оболочке приводит к поломке приводных шестерён.
- Части привода, расположенные в панели, гораздо надёжнее, но и тут возможны проблемы в виде окисления проводников и контактов, заклинивания магнитоэлектрической системы миллиамперметра.
Для диагностики последовательно проверяется вращение в разъёме на коробке передач, затем работа тросика и электрической части.
Первое легко проверить, проворачивая приводное колесо, второе – вращая отсоединённый от коробки тросик, что можно проделать с помощью реверсируемой дрели.
Для ремонта редуктора придётся разобрать коробку передач, но часто достаточно снять и заменить привод спидометра с разъёмом тросика.
Электронный
Отказы электроники диагностируются более сложными измерительными приборами. При помощи мультиметра или осциллографа можно проверить работу датчика Холла.
Проводка прозванивается контрольным щупом, а панель проверяется тестовым генератором сигналов. Если же сигнал поступает из ЭСУД, то потребуется сканер и программное обеспечение, позволяющее считывать показания скорости из памяти контроллера или процессора приборной панели.
Если одновременно появляется ошибка по ABS, то виною может быть колёсный датчик, проводка которого работает в тяжёлых условиях под автомобилем. Пропадание информации о скорости ведёт к массовым отказам во многих системах.
Это важные данные, необходимые для многочисленных бортовых контроллеров, работающих на общей информационной шине. Ремонт обычно сводится к замене датчика и восстановлению целостности проводки.