Не так уж и смешно выглядит простейшая причина отсутствия тяги – двигатель не запущен. В современных автомобилях его не слышно на малых оборотах, а смотреть на стрелку тахометра водители машин с автоматической коробкой не приучены. Но все прочие случаи требуют более внимательного рассмотрения.
Содержание статьи:
Основные причины
Не стоит различать ситуации, в которых мотор глохнет или продолжает работать, но тягу не развивает.
Первая – это лишь граничный случай второй, то есть если не обращать внимания на перебои и снижение мощности на разгоне, то в конечном счете мотор просто не сможет работать вообще.
Двигателю не будет хватать отдачи даже на вращение собственного коленвала.
Топливо
Единственный источник энергии для движения автомобиля с ДВС – это находящееся в баке горючее, бензин или дизельное топливо.
Если его подача в цилиндры чем-то ограничена, то мотор не сможет развивать нужный для разгона крутящий момент. Удивительно, но избыток топлива даст точно такой же результат, разве что с более неприятными последствиями.
Помимо количества бензина (дизели не забыты, но для простоты можно не вспоминать каждый раз про их источник энергии), важно обеспечивать его качество.
С теплотворной способностью обычно все нормально, а вот стойкость к детонации, то есть октановое число может не соответствовать.
Электроника заметит детонацию и примет меры, угол опережения зажигания уменьшится, смесь станет неоптимальной, реакции замедлятся. Мотор потеряет мощность и крутящий момент.
Воздушный фильтр
Для обеспечения горения потребуется строго определенное количество кислорода. За этим следят ЭСУД и датчики, но они могут только немного откорректировать смесь.
Прочитай: Что такое воздушный фильтр, как его выбрать и заменить
А вот если воздуха не хватает из-за забитого пылью воздушного фильтра, то отдача мотора уменьшится обязательно. Вплоть до перебоев и полной остановки.
Топливный фильтр
То же самое произойдет и из-за нехватки бензина. Его количество отмеряется форсунками, но за основу расчета принимается стабильное давление бензонасоса.
Если на пути топлива в рампу обнаружится забитый грязью топливный фильтр, никакой насос с прокачкой не справится. Смесь из нормальной или слегка обогащенной для быстрого разгона станет очень бедной, энергии её горения едва хватает, чтобы мотор не останавливался.
Причем работать скорее всего он станет с перебоями и пропусками воспламенения, такую смесь при открытом дросселе поджечь затруднительно. Заметна будет не просто потеря тяги, а и большие провалы в работе двигателя.
Регулятор давления топлива РДТ
Фактически это ограничитель давления в топливной рампе, поскольку поднять его выше, чем возможности бензонасоса, РДТ не в состоянии.
В зависимости от исполнения регулятор может быть встроен в рампу или модуль бензонасоса. Соответственно, магистраль будет одиночной или двойной, с обратным сливом.
Если РДТ окажется неисправным в положении частичного открытия или с ослабшей пружиной клапана, то в обратку пойдет больше топлива, чем положено, давление упадет и смесь обеднится.
Ситуация та же, что и с забитым фильтром, но немного с иными симптомами. Например, добавится затрудненный пуск.
Даже при обратном отказе, когда давление возрастет до максимума, тяга также может пропасть. Избыток топлива настолько же вреден, насколько и недостаток.
Свечи зажигания
Особенности условий возникновения искры в конце такта сжатия таковы, что все приборы системы зажигания работают на пределе своих технических способностей:
- высокое давление – степень сжатия доведена до максимума, большинство моторов снабжено турбонаддувом;
- очень бедная смесь, это требования экономичности и экологии;
- строгие рамки по температуре, нужна самоочистка, но перегрев недопустим из-за опасности калильного зажигания;
- экономические ограничения по напряжению и мощности катушек.
При таком лимитировании возможностей даже самые небольшие отклонения по техническому состоянию приведут к пропускам воспламенения. Что вполне естественно будет воспринято, как недостаток тяги.
ДМРВ
Состав смеси рассчитывается по данным расходомера воздуха. Фактически это измерительный прибор с обычными для них погрешностями и уходом точности по разным причинам.
В результате модель двигателя, которую строит программное обеспечение ЭСУД, будет разбалансирована, все показатели ухудшатся, а первым среди них по значимости для модели стоит именно крутящий момент.
ДМРВ может быть совершенно исправен, но не весь воздух будет им учтен. Возможны утечки в обход датчика. В этом случае отклонения станут совсем критичными, тяга и стабильность работы резко упадут.
Сцепление
Для переключения передач и трогания с места используется муфта сцепления. В том или ином виде её аналоги по роли в трансмиссии присутствуют во всех типах коробок, включая гидроавтоматы и вариаторы.
Во время разгона без переключения или в установившемся режиме сцепление должно быть жестко включено, без проскальзываний. Но неисправности могут вызвать пробуксовки именно во время передачи значительных моментов.
Часть энергии расходуется бесполезно, мотор выходит на повышенные обороты, а ускорение мало или отсутствует.
Неопытные водители могут воспринять ситуацию как проблемы с мотором, хотя достаточно проследить за относительным перемещением стрелок тахометра и спидометра.
ШРУС
Проскальзывать в шарнирах привода колес нечему, но вот полностью исключить разгон они могут. Если на негативные симптомы со стороны ШРУС не обращали внимания, то износ и коррозия приводят к поломкам шлицевых соединений, обойм и сепараторов, разрушаются шарики.
Прочитай: Как заменить ШРУС (внутренний, наружный и пыльник)
Шарнир перестает передавать момент, а у водителя возникает впечатление, что он пытается разогнаться при нейтрали в коробке. Обороты растут, а машина стоит на месте или катится с замедлением.
Проблемы с КПП
Механические коробки при износе муфт синхронизаторов начинают выбивать включенную передачу под нагрузкой. То есть начавшийся разгон прекращается, пока водитель снова не включит скорость.
Точно так же могут себя вести и автоматические коробки, только выражаться это будет в виде хаотичных пинков и провалов, сопровождающихся случайным изменением оборотов двигателя.
Что делать если проблема случилась в дороге
Современный водитель не возит с собой запасы инструментов и подменных деталей. Поэтому ремонт на обочине маловероятен.
Нужно попытаться хотя бы приблизительно определить локализацию проблемы, чтобы принять решение продолжать поездку с небольшой скоростью до СТО или вызывать эвакуатор. От этого будет зависеть сохранность еще не разрушившихся узлов автомобиля.
Если водитель не располагает соответствующими знаниями, то лучше не рисковать, а сразу воспользоваться буксиром или эвакуатором. Обычно это обходится дешевле, чем доламывание машины попытками самостоятельного движения.
Как не допустить появление проблем с авто в будущем
Если автомобиль еще не прошел свой ресурсный срок, то все поломки у него либо случайны, что происходит крайне редко, либо связаны с ошибками в эксплуатации или проведении технического обслуживания. Чем тщательнее соблюдаются инструкции, тем менее вероятны отказы.
Это интересно: Как понять, что пробег автомобиля скручен
Важно обеспечить качество горюче-смазочных материалов и расходных запчастей. Заправляться надо только в проверенных местах, а детали приобретать в серьезных организациях, не пропускающих контрафакт.
Причем совсем не обязательно покупать только оригинал. Более того, именно его чаще всего и подделывают, поскольку это дорогие запчасти, а бренду слепо верят. Иногда и производители бюджетных машин пакуют в запчасти крайне дешевые изделия сомнительного качества.
Лучше довериться профессиональным подборщикам запчастей для конкретного автомобиля. Обычно им хорошо известно, какие детали оптимальны по цене и качеству.