Пушечное сало – это очень внушительное понятие, поскольку всем известно, как в армии умеют беречь и защищать от коррозии вверенную на хранение материальную часть. От термина прямо веет надёжностью и несокрушимым государственным контролем в лице военной приёмки. Да ещё и стариной, ибо сейчас мало кому придёт в голову обмазывать металл настоящим салом животного происхождения.
Содержание статьи:
На самом деле так именуется самая обычная консервационная смазка на нефтяной основе. Проще сказать, обычная «минералка», загущенная присадками, в том числе ингибиторами коррозии.
Что в автомобиле обрабатывают пушечным салом
Обработке могут подвергаться днище и скрытые полости кузова. При этом используются такие свойства пушсала, как высокая адгезия к любым поверхностям и способность изменять консистенцию в момент обработки при помощи нагрева или простейших растворителей, даже обычного бензина.
Состав и свойства консервационной смазки
Практически всё в составе производится из нефтяного сырья. Компоненты имеют довольно сложный химический состав, но не по замыслу синтезирующих химиков, а в результате технологий переработки нефти.
То есть составляющие подобраны экспериментальным путём:
- основа – минеральное, то есть нефтяное масло, хорошо известное всем автомобилистам;
- загустителем работает также один из продуктов переработки со сложным названием, интересным разве что профессиональным технологам нефтеперерабатывающей промышленности, которые и так всё в этой теме знают;
- стабилизатор температурных свойств на основе церезина и его окиси, добываемые всё оттуда же, это вещество, сильно похожее на воск;
- ингибиторы, то есть составы, противостоящие коррозии, например, на основе солей натрия или органических веществ, это недорого, но эффективно, работают примерно так, как щёлочь нейтрализует кислоту, а также путём создания плёнок на металле.
В результате подбора компонентов, их концентрации, а также уточнения начальных и конечных свойств, получается продукт с целым рядом достоинств для применения в качестве автомобильного консерванта:
- высокая проникающая способность;
- липкость к поверхностям, то есть адгезия;
- достаточный для работы зимой и летом температурный диапазон сохранения приемлемых свойств;
- стойкость к воде и кислороду;
- сохранение эластичной консистенции, что позволяет избегать растрескивания и выдерживать удары;
- долговременная (несколько лет) сохранность после нанесения.
Естественно, в современных условиях были синтезированы, производятся и находятся в широком доступе иные средства защиты кузова со стороны дороги, что позволяет выбирать оптимальное по цене и качеству работы в каждом конкретном случае.
Что лучше мовиль или пушечное сало
Когда-то было разработано средство для скрытых полостей Мовиль. Название намекало, что это совместная разработка столичных химиков России и входящей в состав СССР Литвы.
Сейчас оригинальный продукт давно не производится, но он был настолько популярен, что его имя стало нарицательным, а производители похожих по свойству веществ не стесняются продолжать писать его на этикетках с большой буквы.
Особо обвинять кого-то в подделках смысла нет ввиду незамысловатости состава всех подобных продуктов. Это всё те же смеси минеральных масел с тиксотропными добавками вроде синтетической олифы и пакетом присадок ингибиторного типа.
Прочитай: Как избавиться от ржавчина на арках автомобиля, антикоррозийная обработка
Разумеется, самые передовые из выпускаемых сейчас превышают способности мовилей из прошлого и настоящего. Их и стоит сравнивать с пушсалом.
Конкуренции по качеству тут быть не может. Одно дело натуральный продукт, которому уже больше ста лет, другое – современные, специально синтезированные целевые составы.
Но у пушсала имеется очевидное преимущество в цене, что и определяет присутствие на рынке. Плюс тот самый имидж стиля «милитари», а при нанесении многие согласны повозиться, в отличие от пушсала мовилеподобные продукты достаточно просто распылить, подготовка не потребуется.
Как наносить пушсало на элементы кузова и днища автомобиля
Если уж принято решение сэкономить и защитить машину пушсалом, то прямая логика требует это делать своими руками.
Подготовка
Машина моется снизу, удаляется грязь даже из щелей и скрытых полостей, что непросто, но решается при мойке под давлением и применении щёток разного калибра.
Высушить после такого увлажнения ещё сложнее, придётся использовать сжатый воздух, причем очищенный от водяных паров и подогретый. Ничего страшного, компрессором располагают многие, он же встречается на автомойках.
После мойки надо удалить лохмотья старых отставших покрытий, очистить ржавчину и загрунтовать одной из первичных грунтовок. Можно нанести антикор для днища и покрасить, но тогда не совсем понятно, зачем ещё и пушсало.
Чем разбавить
В простейшем случае состав разбавляется бензином. Если не подразумевается работа с распылителем, то в этом нет необходимости, достаточно разогреть пушсало на водяной бане или электроплитке с регулированием температуры и работать кистью.
Некоторые используют для разбавления жидкое машинное масло, но оно не будет испаряться, смесь никогда не наберёт вязкость и будет постоянно течь.
К тому же такой состав негативно повлияет на краску, где она ещё сохранилась, может возникнуть подплёночная коррозия.
Обработка
Жидкая консистенция и распылитель потребуются для обработки скрытых полостей. Кистью туда никак не проникнуть. Используется насадка в виде длинной гибкой трубки, которая вводится на максимальную глубину, например, в порог, а потом постепенно вынимается, разбрызгивая раствор.
Открытые участки обрабатываются кистью, для чего слишком жидкая консистенция не нужна, скорее будет мешать работать над головой. После обработки надо выдержать несколько часов для формирования поверхности. Прилипающая в ходе эксплуатации грязь ничему не помешает, скорее станет дополнительным армированием и защитой.
Химическое сходство составов типа мовиля (не самых дорогих со сложной рецептурой) и пушсала, позволяет их смешивать, отчего они становятся только лучше.
Можно при этом ещё и добавить некоторое количество ингибиторов, ими могут стать, например, порошок сухого спирта или уротропин. Для днища можно добавить битумную мастику.