Каждый тип автомобильной трансмиссии имеет свои достоинства и недостатки. Преобладание продаж одних над другими определяется исключительно условиями эксплуатации. В то время как техническое усовершенствование и снижение цены следуют в фарватере покупательского спроса. Производитель не станет вкладывать средства в развитие тупикового направления.
Мировой автомобильный рынок неоднороден. Например, механическая коробка на легковом автомобиле в США уже совсем давно стала чем-то экзотическим. Не любят американцы делать руками то, что можно доверить автоматике. А перерасход бензина никого там не напрягает, цена топлива невелика относительно доходов среднего гражданина США.
Это надо знать: 5 практичных моделей машин с автоматом
В Европе тоже широко представлены автоматы, но преимущественно на дорогих автомобилях. Бережливый европеец вполне способен пожертвовать удобствами ради бюджетной дизельной машины с ручным переключением.
Менталитет, стоимость горючего, да и процент хороших водителей там выше. Тем более у опытного водителя процесс переключения передач не задействует разум, это тот же автомат, только заключённый внутри человека.
Что происходит в России
Наш автомобильный рынок только совсем недавно пережил настолько сильный количественный скачок, что его уже можно считать качественным. Сработали три фактора, всеобщая автомобилизация семей и даже отдельных граждан, массовое нашествие иномарок и сильно отстающее развитие дорожной сети. Отсюда и специфика предпочтений. В частности, необычно быстрый для развивающихся стран процентный рост автомобилей с автоматической трансмиссией.
Это только в шутках и анекдотах россияне покупают УАЗы, потому что у них проблемы с дорогами. На самом деле наш человек давно научился проезжать на любой машине где угодно, лишь бы это было комфортно и престижно. Поэтому такие автомобили чаще всего и снабжены АКПП. Но престижность и удобство – не самое главное в массовой автоматизации.
Причин много, и они требуют перечисления:
- Россияне перестали бояться эксплуатировать автоматические коробки. Миф об их сложности и низкой надёжности ушёл в прошлое. Все структурные уровни автосервиса научились их ремонтировать, а обилие машин позволило быстро создать рынок «контрактных» агрегатов, бывших в употреблении. АКПП в понимании водителя стала обычным механизмом, ничуть не сложнее всех прочих. А по надёжности и не уступающим механике при правильной эксплуатации.
- К управлению автомобилями приобщились многие люди, исторически от них весьма далёкие. Если раньше сидеть за рулём мог только брутального вида мужчина с сильными и умелыми руками, то сейчас любая женщина в определённых условиях уже может и должна пользоваться личной машиной. И ей будет только мешать лишняя педаль. Как и мужчине, которому сам процесс управления неинтересен, от автомобиля он требует только транспортных услуг.
- Основной недостаток «автоматов» в виде повышенного расхода уходит в прошлое. Автопроизводители естественным путём отреагировали на растущий спрос и настолько усовершенствовали свою продукцию, что часто АКПП стали даже опережать механику по экономичности. Появились гибридные конструкции в виде автоматизированных МКПП, а также вариаторы. У них всё в порядке не только с экономией, но и с динамикой. А цена всегда снижается с увеличением массовости производства.
- Снижение цены особенно проявляется в проникновении АКПП на бюджетный сектор рынка. Даже самые простые и утилитарные автомобили стали предлагать модификацию с гидромеханикой или вариатором. Даже традиционно консервативные и неприхотливые автомобили ВАЗ обзавелись «роботом», причём во второй версии весьма неплохим. А по желанию можно приобрести в составе Лады и японский гидроавтомат.
- Рост трафика на российских дорогах, особенно в городах, вынуждает расставаться с «ручкой» даже самых последовательных её сторонников. Мало кто способен выдержать рутину оперирования с педалью сцепления в измеряемых часами пробках. Удовольствия это точно никому не доставляет.
Результат налицо, уже давно пройден знаковый рубеж, когда половина автопарка стала использовать автоматическое переключение.
Ещё немного, и ручка окончательно уйдёт в прошлое, а в перспективных конструкциях электромобилей и гибридов её уже и в принципе быть не может.